Певец своей судьбы

Михаила Морозова в Самаре знают многие. Певец, музыкант, поэт, неоднократный лауреат всероссийских и международных конкурсов, в том числе джаз-фестиваля в швейцарском городе Монтрё, заслуженный артист республики Ингушетии, обладатель золотой медали и премии имени Ломоносова за вклад в развитие отечественной культуры и искусства. Судьба людей искусства сложна и непредсказуема. Их душа постоянно мечется, находится в состоянии поиска и неудовлетворенности. В этой профессии, к сожалению, после взлетов часто бывают падения. И чем выше артист поднимается, тем больнее падать. От таких ударов по самолюбию и психике многие теряют веру в свои силы и талант, а некоторые даже спиваются. Михаил Морозов в своей карьере уже успел пройти и огонь, и воду, и медные трубы. Но как бы ни складывались повороты его судьбы, он твердо знает: жить по-другому он уже не сможет.
Когда деревья были большими

Я была потрясена, когда услышала, как Михаил исполняет всем известную песню «Вдоль по Питерской». Мощный, красивый голос, сочный бас. «Почти как Шаляпин», — подумала я. Как оказалось, такая мысль посещала не только меня…

Михаил родился 7 мая 1972 года в городе Куйбышеве. Когда соседи по дому слышали басистый плач маленького Миши, с улыбкой говорили: «Ну, будущий Шаляпин запел». Вот так и напророчили ему судьбу.

Дворик, в котором он провел детство — маленький, тесный, с двухэтажными деревянными домишками, резными крылечками и перилами. Деревья, скрывавшие двор своей густой зеленью, казались ему тогда огромными и были облазаны детворой от мощных стволов до вершин, как, впрочем, и все имевшиеся на территории сараи. От таких нехитрых мальчишеских забав Михаил был в восторге.

Еще в детстве он узнал, что такое настоящий друг. В этом году Морозов отпразднует 35-летие своей дружбы с Романом Гридиным. Они жили в одном доме, учились в одном классе и все время проводили вместе. Игры у них были традиционными: война, ковбои, индейцы и, конечно, мушкетеры. Тогда на экраны только что вышел фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» с участием Боярского. Он произвел на мальчишек такое впечатление, что они тут же из лыжных палок сделали себе шпаги и начались бесконечные дуэли. Много позже Морозов пригласит Романа на свои первые гастроли в Ялте, для него будет крайне важно, чтобы именно Роман услышал и оценил его выступление.

Михаил вырос в тепличных условиях, которые ему создавали мама, бабушка и дедушка. Мама Нина Викторовна работала воспитателем в детском саду. Дедушка Виктор Иванович, настоящий интеллигент, архитектор, прекрасно рисовал. Не удивительно, что Михаила с детства тянуло к творчеству. Дед так заразил его рисованием, что он проводил за этим занятием дни напролет. Хотя дед обучал его классическому рисованию, Михаилу больше были интересны шаржи, карикатуры. У него тогда возникло вполне осознанное желание стать художником-мультипликатором. Кстати, Михаил до сих пор обожает мультики. Итак, где-то в четвертом классе, решив, что выбор будущей профессии сделан, Михаил поступает в художественную школу.

Но в какие только игры не играет с нами судьба! О музыке он тогда вообще не думал. Жил, как все обычные школьники тех лет. Его утро начиналось с гимна Советского Союза, который он до сих пор не может слышать без содрогания. Если звучит гимн, значит, пора вставать и бежать в школу.

А лето — это пионерские лагеря. В Морозове уже тогда проявлялись какие-то лидерские качества: его обязательно выбирали или председателем отряда, или членом совета дружины. Это очень льстило его самолюбию, но была одна большая проблема. Выступление перед маленькой или большой аудиторией всегда становилось для него настоящим кошмаром. Михаил начинал заикаться, потеть, бледнеть или, наоборот, краснеть. Эта необыкновенная стеснительность мешала ему проявлять себя. На утренних или вечерних линейках, где командир отряда должен рапортовать, он не мог произнести ни слова. Может быть, еще и поэтому Михаил любил рисовать, ведь в этом случае он оставался наедине с собой и на бумаге мог выразить все свои мысли и чувства. Тогда он даже представить не мог, что будет давать концерты для многотысячной аудитории, да не где-нибудь, а на Красной площади.
Изгиб гитары желтой…

Как часто бывает, его величество случай вмешивается в нашу судьбу неожиданно и, на первый взгляд, до банальности просто. Однажды дома он случайно обнаружил в шкафу гитару. Это была самая простая гитара, которая стоила 16 рублей. Девчонка-соседка показала ему несколько простых аккордов и научила петь жалостливые песни, которые Михаил считал верхом поэзии и музыкальности. Гитару он не выпускал из рук, играл, пока на пальцах не появлялась кровь. Школа ему стала вообще безразлична. Он тогда учился в седьмом классе и за год из хорошего ученика превратился в троечника, и, что самое смешное, сдвойкой по пению. Эта двойка объяснялась очень просто. Во-первых, у Михаила тогда был хриплый голос и он легко мог подражать Боярскому или Высоцкому. Во-вторых, педагог по пению требовал от каждого ученика соло, а Михаил из-за своей стеснительности отказывался петь.

Увлечений у Морозова в тот период было множество: фотография, живопись, музыкальная школа по классу гитары. Михаил заметил, что человек с гитарой производит очень сильное впечатление на женскую половину населения. А на тот момент это было для него не просто важно, а даже первостепенно. Вокруг него стали «кучковаться» девушки. Только вот с учебой в общеобразовательной школе становилось все больше проблем.

Мама «зазвонила во все колокола», то есть позвонила отцу Михаила, который жил в городе Волжский Волгоградской области: сын пропадает! Родители Михаила расстались, когда ему было 4 года. Отец Александр Иосифович работал на крупном подшипниковом заводе, увлечение сына музыкой, мягко говоря, не приветствовал. Поэтому откликнулся сразу, приехал и забрал сына в Волжский, рассчитывая увлечь его математикой и физикой. Михаил поначалу воспринял это «на ура!». Но на деле все оказалось не так замечательно: у него сразу не сложились отношения с новой супругой отца, а Александр Иосифович часто уезжал в командировки, и в квартире возникала напряженность.

Но Волжский стал для Морозова знаковым городом. Здесь состоялось его первое публичное выступление. К тому времени у него уже была прекрасная болгарская гитара с нежным названием «Лилия», которую подарила мама. Тогда Михаилу особенно нравились Окуджава и Макаревич. И наступил переломный момент. Преодолев свою стеснительность, он осмелился выйти на школьную сцену. Потом его классная руководительница говорила: «Миша, когда вы поете, я забываю о том, как вы учитесь». Так как особых изменений в учебе в лучшую сторону не наблюдалось, Михаил вернулся в Самару в свою родную школу № 92.
Кумиры…

«Мне очень повезло. В своей жизни я встречал много интересных людей, многие из которых впоследствии стали моими друзьями. Но своими главными учителями я считаю школьного учителя истории Сергея Акутина, певицу Марину Сницер и поэта Валерия Ерицева», — говорит Михаил.

Когда Михаилу было 14 лет, он узнал, что учитель истории Сергей Михайлович Акутин не только играет на гитаре, но и руководит школьным вокально-инструментальным коллективом. Он пришел к Акутину на свое первое в жизни прослушивание, спел несколько дворовых песен и, к его удивлению и неслыханной гордости, был принят в ансамбль.

Сергей Михайлович писал много песен на стихи разных авторов. Но самым любимым его поэтом был гусар Денис Давыдов. Романсы, исполняемые Акутиным на стихи Дениса Давыдова, так тронули душу Михаила, что он всерьез увлекся историей. Вот таким оригинальным способом, через музыку, Сергей Михайлович сумел привить любовь к истории своему ученику. Михаил так увлекся творчеством Давыдова, что у него появился большой гусарский цикл. Многие романсы из этого цикла Михаил Морозов исполняет до сих пор.

Настал момент, когда он уже неплохо владел инструментом, даже произведения Баха исполнял на гитаре, но с вокалом было слабовато. И тут, опять-таки случайно, он узнал, что в клубе 9-го ГПЗ есть вокальный коллектив «Вдохновение». Так он познакомился с Мариной Федоровной Сницер — выпускницей Ленинградской консерватории, которая руководила этим коллективом. Параллельно она работала в больнице Калинина фонопедом, то есть исправляла дефекты голоса. Ее пациентами в основном были учителя и певцы, которые срывали голос. Например, Владимир Кузьмин, кумир молодежи того времени, однажды, приехав в Самару с концертами, потерял голос. Его срочно отвезли в больницу Калинина, и Марина Федоровна за два занятия избавила его от проблем.

На прослушивании Михаил спел несколько романсов на стихи Дениса Давыдова, произвел должное впечатление и был принят в коллектив. Он попал в потрясающую атмосферу творчества и доброжелательности, хотя в коллективе занимались люди разных специальностей: кто-то был инженером, кто-то слесарем, кто-то преподавателем, но объединяла всех любовь к пению. Именно благодаря Марине Федоровне, у Михаила появился интерес к оперному искусству.

С Валерием Ерицевым Михаил познакомился, когда уже окончил Академию искусств. Это был трудный период и в истории страны, и в жизни самого Морозова. Пришел момент, когда надо было спуститься с небес на землю. Михаил попытался зарабатывать деньги музыкой, но у него это не сразу получилось: здесь другой талант нужен. И Валерий Ерицев стал для него учителем не только в творчестве, но и в жизни. Михаил видел, как Валерий Николаевич поддерживает многих начинающих артистов, как достойно он проводит концерты и банкеты, как умеет держать зал. Ерицев стал для Морозова учителем во всем, до сих пор он старается на него равняться. На одном из концертов Ерицев даже сочинил шуточную оду, посвященную Михаилу:

Поет он так, что нету сил.
На самой искреннейшей ноте.
Глаза откроешь — Михаил,
Глаза закроешь — Паваротти.

Общение с Валерием Ерицевым подтолкнуло его ко многим творческим находкам. Они долго и плодотворно совместно работали, и их дружба длилась до тех пор, пока Валерия Николаевича не стало.
Дебют

Когда Михаил учился в 10 классе, он попробовал свои силы во всероссийском фестивале народного творчества. Финальный концерт проходил в Самарской филармонии. Михаил пел романс «Ямщик, не гони лошадей». Это было и трогательно, и очень забавно. Половина зала, достаточно пожилые люди, плакала от умиления. Вторая половина зала просто рыдала от смеха. Когда пятнадцатилетний мальчик поет: «Мне некого больше любить, мне некуда больше спешить», в любом случае это вызывает у людей слезы. Тем не менее, его заметили и оценили, он стал победителем фестиваля и был приглашен на телевидение и радио.

В 1989 году Морозов участвовал в Грушинском фестивале. Пел романс Сергея Акутина, который был посвящен женщинам, разделившим судьбу с революционерами-декабристами. Прекрасные стихи и очень красивая мелодия, этот романс он с удовольствием исполняет до сих пор. Вышел на сцену весь в белом — белые брюки и белая рубашка. Когда допел до конца, вся «гора» засветилась огнями — это означало, что очень понравилось. Он стал лауреатом Грушинского фестиваля, диплом ему вручали Александр Городницкий и Сергей Никитин.

А потом Михаила призвали в армию. Он попал в Екатеринбург в войска ПВО, служил заправщиком ракет. Служба в армии дала ему многое. Дух «маменькиного сынка», который вырос в тепличных условиях, выветрился окончательно. В его части не было «дедовщины», не было никаких унижений и оскорблений, но существовал жесткий устав, который надо было четко выполнять. Морозов вернулся из армии совершенно другим человеком.
Первые успехи

Очень большое влияние на Михаила Морозова оказал Петр Ильич Конышев, певец оперного театра, у которого он стал брать уроки вокала. Петр Ильич в то время в театре уже не работал, был на пенсии. Именно Конышев привил ему любовь к серьезной музыке, именно тогда произошел тот перелом, когда Михаил захотел заниматься классическим пением. С легкой руки Петра Ильича Михаила пригласили работать в Самарский академический оперный театр. И тут остро встал вопрос о получении высшего образования.

Он поступил в Академию искусств. При прослушивании спел романс Рубинштейна из оперы «Демон» (очень красивая ария для бас-баритона) и народную песню. Приемная комиссия даже аплодировала.

А для своей дипломной работы Михаил выбрал цикл Георгия Свиридова на стихи Роберта Бернса. Экзамен даже транслировался по телевидению. Это был большой успех, и после окончания концерта некоторые педагоги говорили о своем выпускнике как о прекрасном, состоявшемся певце.

Михаил совмещал учебу в Академии с работой на телевидении и радио в качестве ведущего программ. На радио у него была своя программа «Частная вечеринка», где он выступал в качестве диджея. Была программа на телевидении «Возвращение к романсу», в которой он выступал и автором, и ведущим, рассказывая о своем любимом Денисе Давыдове и исполняя песни на его стихи. В телекомпании РИО он был ведущим передачи «РИО-МАРКЕТ».

Кроме того, еще в студенческие годы стал сотрудничать с различными коллективами Самары, одним из которых камерный оркестр «Алия», исполнявший еврейские песни. Этот пласт музыки был для него совершенно неизведанным и поэтому интересным. Михаил сразу понял, что все музыканты оркестра – профессионалы высочайшего класса, все с консерваторским образованием. И началась его гастрольная жизнь. Сначала была Латвия. Выступали в Юрмале, в знаменитом зале «Дзинтарс». В зрительном зале присутствовал Раймонд Паулс, который после концерта сказал Михаилу немало комплиментов. Музыканты «Алии» попали на эти гастроли во время путча. Жили в Риге в шикарной гостинице и каждый день наблюдали, как под окнами сносят памятник Ленину, методично разбирая его по частям. Это был шок: как же они могут так обращаться с вождем всех времен и народов! А вокруг стояли противотанковые «ежи». Вот так самарцы стали свидетелями исторических событий, происходящих в Латвии. Через две недели они улетели из Риги в Биробиджан. Там тоже были запоминающиеся выступления. Концерты транслировались на весь Дальний Восток, после чего Морозова стали узнавать на улицах. Однажды Михаила как самого молодого послали за пивом. Когда он возвращался с рюкзаком, в котором предательски позвякивали бутылки, его узнали местные девушки. Он испытал смешанные чувства: гордости, что его узнают, и стыда за рюкзак с бутылками. Пришел к выводу, что артист всегда должен выглядеть достойно, и не только на сцене. С «Алией» он объехал много городов, песни исполнял на иврите и идише.

Параллельно с работой в «Алие» Морозова стали приглашать заниматься канторским (то есть церковным) песнопением. В православных храмах службу поют батюшки. Кантор может быть светским человеком и петь в синагоге. Это очень серьезная профессия. Например, Иозеф Маловани, кантор самой богатой синагоги США, окончил Лондонскую королевскую академию как пианист, а вокалу учился у педагога, преподававшего вокал Паваротти.

И снова учиться — в начале девяностых годов Михаил стал часто бывать в Москве на курсах канторов, на которых ему посчастливилось брать уроки вокала у Маловани.
«Медные трубы»

Судьба не всегда благосклонна к артисту. Периоды бурной гастрольной деятельности иногда сменялись отсутствием интересной работы, а за что-то неинтересное браться не хотелось, не хотелось изменять своим принципам и петь то, что модно, но совсем не по душе. В этот трудный период Михаил даже водителем подрабатывал. Но изо всех жизненных ситуаций Морозов старался извлекать полезные уроки и всегда двигался только вперед.

Михаил стал сотрудничать с Новокуйбышевским джазовым оркестром «Мираж» под руководством Владимира Сичкаря. В нем он исполнял новый для себя репертуар: мировые джазовые шлягеры Тома Джонса и Фрэнка Синатры. В 2000 году в городе Монтрё в Швейцарии, в котором ежегодно проводятся джазовые фестивали и куда со всех концов света съезжаются звезды первой величин, «Мираж» был назван лучшим биг-бэндом. Михаил пел на одной площадке с caмим Джорджем Бенсоном (выдающимся американским джазистом), и это было для него очень серьезным стимулом.

Когда они вернулись из Швейцарии, его тут же пригласили поработать с уникальным камерным оркестром «Классик-домра». Он пел арии из классических опер Моцарта, Россини, русские песни, неаполитанские песни, романсы. В сопровождении оркестра народных инструментов это выглядело весьма оригинально. Вскоре оркестр был приглашен в Швейцарию. Концерты проходили в самых разных храмах и костелах. В Швейцарии это считается нормальным, в католических храмах даже рок-концерты не возбраняются. Оркестр «Классик-домра» имел громадный успех, концерты проходили при полном аншлаге.

А потом — турне по Германии. Оркестр выступает в лучших концертных залах. Из Мюнхена трансляция концерта идет на всю Баварию в прямом эфире. После исполнения Михаилом романса Чайковского «Соловей» на стихи Пушкина аплодисменты не утихают 15 минут. И в завершение этого тура — концерт в Ганновере на выставке «ЭКСПО-2000». Впечатления и от гастролей, и от выставки с ее огромными павильонами были потрясающими.

Возвратившись из турне, Михаил впервые выступает как продюсер. Он готовит сольный концерт с оркестром «Классик-домра», сам заказывает афиши, договаривается с расклейкой, с арендой зала, с типографией, где напечатают билеты, и кассами, где их будут продавать. Концерт проходил в салоне «Мария», который мог вместить только 200 человек, поэтому люди стояли на улице и слушали концерт через открытые окна.

По городу пошел резонанс. На телевидении снимаются видеоклипы с участием Михаила Морозова. Следующий сольный концерт проходит уже в большом зале «Звезды», причем афиши – это уже перетяги, которые развешаны по всему городу.

Вот так наступает момент славы. Михаила узнают на улицах. После концерта его караулят поклонницы…
«Огонь и вода»

В конце девяностых Михаил стал сотрудничать с филармоническим оркестром Щербакова, сегодня у него обширный классический репертуар, который подходит для его типа голоса. И это не просто; одно дело петь под гитару, и совсем другое — под оркестр в 120 человек, да еще и без микрофона.

Сегодня его творческая жизнь наполнена новыми концертами и поездками. За последние несколько лет он выступал с сольными концертами в самых крупных самарских залах: Доме актера, КРЦ «Звезда», ОДО, Клубе железнодорожников имени Пушкина, Филармонии и других.

Не так давно Михаил пел в концерте, где присутствовал знаменитый бас — солист «Ла Скала» Паата Бурчуладзе (друг Паваротти). Он высоко оценил диапазон голоса и исполнение Морозова.

Ни для кого не секрет, что многие артисты выступают на корпоративных и частных вечеринках. С недавних пор Михаил Морозов пробует себя в роли организатора, конферансье, сценариста и ведущего подобных мероприятий. Но для него и здесь на первом месте творчество. Он благодарен Валерию Николаевичу Ерицеву, который привил ему особую интеллигентную интонацию в этой довольно непростой (и физически, и психологически) работе. Одно дело, когда артист на сцене под светом рамп поет для зрителей, которые пришли слушать. Другое дело, когда поешь для публики, которая пришла повеселиться. И надо петь так, чтобы люди забыли о блюдах на столе и перестали жевать. Михаил и в этом направлении старается максимально поднять планку.

Весной 2006 года Михаил Морозов принял участие в фестивале военных песен «Виват, Победа» в городе Зеленограде и был удостоен премии имени Михаила Ломоносова и золотой медали за вклад в отечественную культуру и искусство.

Той же весной Михаил выступил с рядом благотворительных концертов в Ингушетии, куда был приглашен Президентом республики Муратом Зязиковым. Президент так проникся творчеством Михаила и его энтузиазмом, что присвоил ему звание заслуженного артиста Ингушетии. Кроме того, подарил немыслимо дорогие часы «Франк Мюллер» стоимостью около сорока тысяч долларов. Народ в Ингушетии исключительно гостеприимный и на подарки не скупится.

Морозов активно занимается общественной жизнью: он является членом попечительского совета Самарского областного госпиталя для ветеранов войн. Вместе с начальником госпиталя профессором Олегом Григорьевичем Яковлевым они регулярно организуют благотворительные концерты для пациентов и сотрудников госпиталя.
Талантливая молодежь в самаре есть

Как-то в одной местной телекомпании Михаила с удивлением спросили; «А разве у нас в Самаре есть талантливая молодежь?» Слышать это было больно и обидно. Тем более, Михаил на себе испытал, что местные власти самарскую эстраду поддерживают мало. По всему городу расклеены афиши заезжих гастролеров.

12 июня 2003 года Михаил Морозов в сопровождении президентского оркестра открывал и закрывал концерт на Красной площади, посвященный Дню независимости России. Когда бывший самарский губернатор Константин Титов увидел Михаила на московской сцене, он был очень удивлен. Ведь Москва пригласила Морозова напрямую, и не просто Москва, а команда Президента. Видимо, почувствовав неловкость, что в Самаре замечательного певца недостаточно поддерживают, Константин Алексеевич написал Михаилу Морозову благодарственное письмо.

Поэтому Михаил очень трепетно относится к молодым дарованиям и считает, что в Самаре есть талантливая молодежь, есть артисты уникальные и безумно перспективные.

Таким дарованием Михаил считает, например, Антона Рубана, который, несмотря на свой юный возраст, уже состоялся как вокалист. У него широкий репертуар, он пробует себя в разных жанрах и делает это очень интересно.

Очень перспективная танцовщица Султана — это сценический псевдоним, а зовут ее Настя. Настя родилась в Ташкенте, и именно поэтому в ее танцах присутствует тонкое понимание восточной культуры. Сейчас Настя готовит номер, где она будет не только танцевать, но еще и петь.

Ирина Шкляр — талантливая скрипачка, с которой Михаил создал творческий дуэт, и этот дуэт уже дебютировал на концертных площадках. Кроме того, скоро выйдет два совместных видеоклипа.

Михаил взял на себя продюсирование молодых самарских талантов, и, хотя его возможности скромны и он не может устроить ребятам какие-то большие турне, он старается им помочь, насколько это в его силах. Если его приглашают куда-то с концертами, он обязательно берет их с собой, да и не только их — талантливых ребят в Самаре очень много. Они с успехом выступают не только в России, но и за рубежом. Многие молодые артисты по праву считают Михаила Морозова своим учителем и стараются продолжать его творческую интонацию — чистую, светлую и высокую.
Нина ДОБРУСИНА