Певец прекрасных дам

Журнал «Огни Аэропорта»

Михаил Морозов

Мой образ жизни — не пример для подражания:

Люблю и выпить я, и закусить.

И женщин я люблю до обожания…

Ну что поделаешь? Другим уже не быть.

Михаил Морозов. Размышлинизм.

Из неофициальных источников

«Сижу на занятиях. Скучаю. От уроков и по тебе». Подобные СМС-послания Михаил получает регулярно. В Самаре он принадлежит к категории наиболее завидных женихов. С подобным положением пока справляется. Более того, стоически переносит слухи о себе в прессе и Интернете, по количеству которых считается самарским рекордсменом. Михаил Морозов — музыкант, певец, автор песен и оригинальных аранжировок. Не представляет своей жизни без гитары и музыкальных экспериментов. Вызывает вечные проблемы у звукооператоров, поскольку в концертах поет «живьем», без голосовой фонограммы. И это факт. А слухи о Морозове продолжают жить своей самостоятельной жизнью.

Из первых рук

Одна из самых фантастических историй — слух, что я муж Татьяны Булановой. Непонятно почему. Именно с этой актрисой я никогда в концертах вместе не работал. Еще одно невероятное предположение, что я — хранитель государственных секретов. Однажды мне позвонили и поинтересовались: «Правда, что вы были на Камчатке и дали концерт на подводной лодке?» Получив положительный ответ, мой собеседник осторожно спросил: «А правда, что вы так понравились подводникам, что вам какую-то сверхсекретную карту подарили?» Ну, это, конечно, легенда. Никто мне никаких карт не дарил, но приглашали действительно отправиться в погружение в океан на несколько дней. А иногда истории про меня сочиняют, вырывая какие-то фразы из контекста интервью. Раз меня спросили: «Какая у вас мечта?» Я пошутил: «Квартира, машина, вертолет». Так вышла статья, которая называлась «Морозов мечтает о вертолете». Что же касается слуха «Морозов — завидный жених»… На отсутствие внимания со стороны прекрасной половины человечества я пожаловаться не могу. К счастью. Поскольку женщины — это один из замечательных источников вдохновения. Для меня идеальная женщина — воплощение спокойствия и уюта. Я сам достаточно уравновешенный человек, стараюсь не повышать голос, поэтому особенно ценю отсутствие агрессии. Как-то одна поклонница (кстати, мы впоследствии с ней подружились) решила поразить мое воображение и пришла ко мне домой в подвенечном платье с фатой. Для меня это было все равно, что увидеть в дверях смерть с косой. Таких прелестниц я стараюсь держать на достаточной дистанции. Знаете, без свободы нет любви, а в любви — нет свободы. Но я очень счастливый человек в том, что женщины, в которых я влюблялся, всегда проявляли (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!) ко мне ответные чувства. Но особого секрета обольщения у меня нет. Просто в определенный момент я понял, что производить впечатление мне удается лучше с помощью музыки и пения. Очень много бывает на концертах трогательных записок. Девушки стесняются позвонить, но зато CMC приходят иногда в стихах. Это приятно. Это новый стимул. Для актера вдохновение — это то, как к нему относятся окружающие, его зрители, поклонники. Часто я появляюсь на сцене как певец с классическим репертуаром: романсы, арии, патриотические песни. Но есть и авторские песни, которые я исполняю под гитару для друзей, чтобы где-то в компании позабавить, развлечь. Очень люблю стихи Иртенева и Вишневского. Сочиняю я и сам. Часто это бывают четверостишья — такие размышлизмы, характеризующие меня самого, мои жизненные ситуации. Вот, например:

Для тебя любовь стала обузой
На твоем перспективном пути.
Только как же поэту без музы?
Значит, новую надо найти!

А вот это к 8 марта было написано, хулиганское:

Обладая и стилем и маркой,
Мне дилемма не будет трудной:
Между дамой с крутой иномаркой
И владелицей задницы чудной!

Из неофициальных источников

Неоспоримым фактом в биографии музыканта является то, что он родился в один день с Чайковским. Слова великого русского композитора «Вдохновенье не любит ленивых» считает своим творческим девизом. Он верит в счастливые случайности, одна из которых одарила певца возможностью работать на одной сцене со знаменитым джазменом — Джорджем Бэнсоном. Лучшим человеческим качеством считает доброту. Ненавидит жадность, термин «неформатная музыка», равнодушие и панибратство.

Михаил Морозов

Из первых рук

У меня нет завышенной самооценки, как предполагают плохо меня знающие люди. Вероятно, им это кажется из-за того, что мне приходится себя часто дис-танцировать на частных вечеринках, где я выступаю. Я не могу выпивать с каждым, кто, в силу своей рас-положенности к артисту, предлагает. Складывается мнение, что Морозов — он такой звездный, а на самом деле — это необходимость. Просто если актер будет себе позволять больше того, что он физически может вынести, то будет невозможна его карьера, движение. Мы обязаны сохранять себя для сцены. К примеру, я знаю толк в хорошем застолье. Люблю беляши, жареную картошку, острую мексиканскую кухню. Но профессия требует ограничений, и я держу себя в тонусе. Но если я пою с оркестром классическую музыку без микрофона, то нужно набирать массу. А для камерных концертов приходится резко сбрасывать вес. Чтобы выступление было удачным, я не принимаю накануне гостей. Перед концертом лучше помолчать, плотно не есть и не выпивать. Я стараюсь отключать телефон, поменьше разговаривать, чтобы голос звучал. Я очень уважительно отношусь к своей публике. И не позволяю себе небрежности. Например, когда я выхожу с академическим репертуаром, мне приходится надевать достаточно консервативные костюмы. А классический костюм должен быть идеален — это однозначно. Поэтому часто в каких-то сборных концертах приходится очень подолгу стоять, не присаживаясь, чтобы сохранить его свежий вид. Мне нравится недоступный зритель. Нравится, когда, не смотря ни на что, ты его все равно завоевываешь — вот в этом сила профессии. Ты даришь зрителю энергию, и она, как бумеранг, к тебе возвращается. Тогда происходит магическая вещь: ты поешь и чувствуешь, что у тебя в какой-то момент мурашки побежали и забываешь, что стоишь на сцене. Ощущение волшебства, магии, связь, не побоюсь сказать, с космосом. Это здорово.
Из неофициальных источников

Публика отвечает Морозову взаимностью, присвоив ему титулы «самарский Хворостовский», «самарский Пресли» и «самарский Синатра». Песни Михаил с большим чувством исполнять стал еще в самом нежном возрасте, сидя на коленях у мамы и радуя своим ‘творчеством пассажиров общественного транспорта. С тех пор дорога стала неотъемлемой частью его жизни. Обладатель звания Посол Самарской губернии в номинации «Голос-2003» в пути творит с большим желанием.
Из первых рук

У меня много песен и стихотворений рождается, когда еду куда-то. Вроде бы дома все прекрасно, атмосфера располагает творить. Но вот это ощущение, как говорят итальянцы, «великого ничегонеделания» -оно не подстегивает к творчеству. Хочется отдохнуть от шума, погрузиться в предвкушение каких-то проектов. А в дороге смена впечатлений подстегивает воображение. В пути могут происходить совершенно невероятные вещи. Анекдотичные. Совсем недавно я в Москву ехал: очень хороший вагон, красиво, чисто, с кондиционерами. Захотелось умыться, а туалет оказался закрыт. И вот проходит женщина в этой типичной форме: белая сорочка, синяя юбка. Я ее спрашиваю: «Вы не знаете, почему туалет не работает?» Она поворачивается и гордым голосом, пренебрежительно немножко, мне говорит: «Не каждая женщина в белой блузке работает в туалете». Припечатала. Вот такие истории. Вот так рождаются у меня юмористические четверостишья. А в детстве я действительно любил давать концерты в автобусе по дороге в детский сад. Интересно, что одной из любимых моих песен была «Ты заболеешь, я приду, боль разведу руками…» в исполнении Валентины Васильевны Толкуновой. Она даже была моей колыбельной, без нее не засыпал. И вот, по стечению обстоятельств, недавно я спел эту песню в концерте вместе с Толкуновой. Эта легендарная певица -целая эпоха на нашей эстраде. И я это выступление я вспоминаю с таким необыкновенным трогательным чувством. Вообще, я чувствую себя сказочно богатым потому, что свой счастливый лотерейный билет я вытащил, когда родился уже с голосом. Моя бабушка частенько вспоминает, что еще в колыбели я громко басил. Соседка, жившая за стеной, всегда приговаривала: «Ну, Шаляпин проснулся, запел…» Детский голос, как правило, очень необычен. Говорят у Карузо голос был рычащий и он изображал волков и злодеев в детских играх. И у меня был голос зычный и хриплый. Я запросто подражал Высоцкому и Боярскому в раннем детстве. Меня часто просили их пародировать. Правда, когда ребенок рождается с каким-то голосом — это не факт, что он его сохранит и станет певцом. Вспоминаю, что лет в 15-16, когда еще совершенно не умел управлять своим голосом, я приехал в Московскую консерваторию. Меня прослушал один из преподавателей и сказал: «Если жить без пения не можешь, значит это инстинкт». И я сейчас могу сказать, что не могу жить без музыки. Я пробовал заниматься разными профессиями: работал на телевидении, занимался коммерцией. Но это всегда было как бы рядом. Какой-то административный опыт мне помогает сейчас в организации концертов, но все это делается для того, чтобы заниматься творчеством, потому что без этого я свою жизнь не представляю. И не обязательно артисту перебираться в Москву, как у нас, в России, принято. Ведь не все американские музыканты живут в Лос-Анджелесе. Творческие люди очень мобильные: сегодня можем быть здесь, а завтра — на Камчатке. Нет проблем. Вдохновение, как любовь: никогда не знаешь, за каким поворотом тебе оно повстречается.

Беседовала: Светлана ВАСИЛЬЕВА