Михаил Морозов: «Воробей – это соловей, окончивший консерваторию»

«Новости рынка недвижимости», 17 июля 2006

Михаил Морозов

Наш сегодняшний собеседник личность в Самаре известная. Музыкант с большим и разнообразным репертуаром представлял Самару на многих фестивалях как в нашей стране, так и за рубежом. Недавно ему было присвоено звание заслуженного артиста республики Ингушетия. Причем для того, чтобы расположить к себе ингушскую общественность и получить столь почетный титул, ему потребовалось всего одно выступление. Итак, в гостях рубрики «Персона» Михаил Морозов.

-Михаил, расскажите о своей поездке в Ингушетию.

-В Ингушетию я ездил по приглашению президента республики Магомета Зязикова. Там у меня был ряд благотворительных концертов, довелось выступить в президентском дворце, где вместе с президентом меня слушали аксакалы ветераны Великой Отечественной. Их осталось совсем немного всего сто человек, и, к сожалению, только половина из них смогли прийти послушать мои песни.

-Что же вы пели ингушским аксакалам?

-У меня большая программа военных песен. В нее вошли не только те произведения, в которых поется о войне, но и те, которые с удовольствием пели сами солдаты. Она так и называется «Любимые песни солдат». С этой же программой я выступал и на фестивале «Виват Победа!» в г. Зеленограде – это 8й Московский международный фестиваль армейской песни. Там меня наградили национальной премией им. Ломоносова с вручением золотой медали за вклад в отечественную культуру и искусство. Но чиновники нашей области этого вроде как и не заметили. Между тем о моей программе знают многие – на годовщину Победы меня приглашали и в Рязань, и в Сибирь, и, как я уже сказал, в Ингушетию и Москву, и только из Самары не было ни одного приглашения. Аудитория, конечно, всегда найдется. Жаль только, что меня лишают возможности выступать в родном городе.

-Но ведь несколько лет назад вы выступили на Красной площади с президентским оркестром. Это событие нельзя не заметить!

-Да, я открывал концерт на Красной площади, посвященный Дню независимости России. Там присутствовали президент России Владимир Путин, экспрезидент Борис Ельцин и губернаторы разных регионов, в том числе нашего Константин Титов. Для него было очень удивительно увидеть меня на Красной площади, поскольку он не знал о моем выступлении. Ведь попал я туда не через самарские ведомства, а через независимое жюри, которое и пригласило меня открыть этот концерт.

-Ваше творчество весьма разнообразно: эстрада, академическое пение и русские романсы. Что в итоге перевешивает?

-Кроме того, что вы перечислили, в моем репертуаре есть еще русские народные песни, исполняемые как с оркестром, так и а капельно. Например, русский народный жанр плач, он всегда исполняется без музыкального сопровождения. Такую музыку я пою с большим удовольствием. Что же касается моего эстрадного репертуара, то, на мой взгляд, он становится более взрослым. Сейчас я работаю над новым проектом и этим горю. Альбом будет называться «Песни из прошлого». Туда войдут старые произведения известные и забытые. Надеюсь, что у нас получится вдохнуть в них новую жизнь. Что же касается немузыкальных проектов, то скоро у меня выйдет сборник стихов.

-В свое время вы стали лауреатом Грушинского фестиваля, однако теперь в составе гостей вас не видно. Почему?

-Авторская песня – это то, что не кричится, и даже не поется, а шепчется. На последнем Грушинском фестивале появилась рок-сцена, а между тем жанр «рок» этого не предполагает. Грушинский задумывался как фестиваль туристской песни. Люди отказывались от комфортных условий, для того чтобы побыть наедине с природой. Сейчас фестиваль имеет мало общего со своими истоками.

-Вы следите за тем, что происходит сегодня в музыке?

-Смотря в какой музыке. За тем, что происходит сегодня в российском шоу-бизнесе, конечно, не слежу, хотя некоторые исполнители, на мой взгляд, очень интересны. Что же касается общей тенденции, то, безусловно, популярное направление сейчас специально формируют, чтобы можно было на музыке зарабатывать деньги. Это нельзя назвать искусством.

Михаил Морозов

-Вы часто даете благотворительные концерты. Что это вам дает?

-К сожалению, сегодня не всегда есть возможность заработать деньги на исполнении серьезной музыки. А у людей, которые хотят ее слушать, не всегда есть возможность купить дорогие билеты. Чтобы заработать на жизнь и на мои творческие проекты, я вынужден много времени отдавать эстраде, хотя хотел бы больше заниматься классикой. Поэтому, когда появляется возможность, я участвую в благотворительных концертах с симфоническим оркестром под руководством Михаила Щербакова. В прошлом году мы выступали на открытых площадках, в этом в филармонии, в ДК металлургов. В программе разнообразный классический репертуар ­начиная с Россини и заканчивая Прокофьевым. Работать очень интересно. И публика приходит очень благодарная: ты еще даже не начал петь, а они уже стоя аплодируют. Приятно, что люди узнают о концертах, приходят послушать, ценят то, что ты делаешь, и понимают, что артист поет для них от всего сердца, бескорыстно.

-Для вас важно признание зрителя?

-Вопрос, конечно, во многом риторический. Я считаю, что самое большое удовольствие для творческого человека – это создать что-то и получить обратную связь с аудиторией, для которой это было создано. Если этого нет, то, конечно, стоит задуматься над тем, не сменить ли профессию. Успех – это и стимул, и вдохновение. Но сегодня не для всякой публики можно работать. Конечно, мне сложно выходить и петь оперную арию для людей, которые ходят на концерты попсовых групп. Они просто меня не поймут. Для классической музыки нужно иметь слуховой опыт, если человек ее никогда не слушал, не факт, что ты его увлечешь, особенно если это не один, а тысяча человек или стадион.

-Как вы относитесь к мнению, что у большей части современной аудитории отсутствует музыкальная культура?

-Я бы так не горячился. Что значит отсутствует? Если бы у нас отсутствовала музыкальная культура, не было бы таких пианистов, как Денис Мацуев, и таких певцов, как Дмитрий Хворостовский, а они ведь наши с вами современники. Существует музыка популярная и музыка классическая, и каждый выбирает сам для себя, что предпочесть. Я не говорю, что все должны каждый день слушать Бетховена. Но если я как артист создаю какое-то действо на сцене, то люди, пришедшие на мой концерт, сделали это не случайно! Любой из них для меня очень интересный собеседник, товарищ и друг, потому что они, как правило, интеллектуально развиты, с большим кругозором, и мне с ними интересно. Я не стремлюсь подстраиваться под публику. Каждый, кто готов слушать классическую музыку, придет. Таких людей пока, слава Богу, немало. Та тенденция, о которой вы говорите, может быть, наметилась из-за того, что люди отвыкли сопереживать. Когда слушаешь песни, написанные и спетые с душой, то всегда возникает совместный творческий процесс – между артистом и зрителем. С одной стороны, творчество в исполнении, с другой – в восприятии. Однако чтобы это все получилось, зритель должен работать вместе с артистом и пропускать все через себя. А музыка сегодня во многом стала элементом обслуги. И фоновая музыка, как мне кажется, это зомбирование людей.

-Вы играете на гитаре и поете и, насколько я знаю, занимаетесь этим уже давно.

-Я еще подростком взял в руки гитару и сразу же стал петь. Конечно же, получилось не сразу, но я человек достаточно настойчивый и всегда стремился к профессионализму. Поэтому учился и в музыкальной школе, и в училище, и самостоятельно много занимался. Сейчас я меньше занимаюсь гитарой, чем лет 10 назад, но считаю себя неплохим гитаристом. Хотя мое призвание – все-таки пение, а те музыкальные формы, которые я сейчас выбираю, масштабны, и аккомпанемента гитары для моего голоса не всегда хватает. По этой причине работаю с оркестрами, делаю записи альбомов с достаточно мощным сопровождением. Я прекрасно знаю, каких способностей у меня больше, и стараюсь развивать прежде всего те, границы которых мне не видны. Например, сегодня я полностью перестроил всю свою вокальную технику специально для разножанровых выступлений. Одно дело, когда ты поешь англоязычный репертуар, джазовые песни, и совсем другое – петь классическую музыку с оркестром. Для того чтобы перестроиться на тот или иной репертуар, нужно много работать над собой. На Западе с этим проще. Например, тенор Пласидо Доминго начинает готовиться за полгода к выступлению с партией Отелло и ничего, кроме этого, не поет! Это сложнейшая и очень низкая партия для тенора, так как имеет баритональное звучание. Но Доминго может себе позволить такую долгую подготовку. Мне же часто приходится петь эстрадную музыку, а следом – классику.

-Вы самостоятельно занимаетесь голосом?

-Сейчас да. В моей жизни был замечательный педагог Петр Ильич Конышев. Этот человек научил меня не только основам вокала и технике пения, но и в жизни дал мне многое. Позже, когда я учился в академии культуры и искусств, у меня были и другие педагоги, но все же главным моим учителем остался Конышев. Когда человек только начинает заниматься (это можно сказать не только о пении), он доверяет педагогам, и если они некомпетентны, талант может так и не раскрыться. Есть даже шутка такая: «Кто такой воробей? Это соловей, окончивший консерваторию».

-Вы же сами занимались преподавательской деятельностью…

-Да, пару лет я преподавал в академии искусств, но форма обучения, которая там существует, на меня наводит только грусть. Сегодня во многих учебных заведениях сложилась система, когда за деньги закрывают глаза на многие вещи. Это преступление: студенты теряют пять лет и в итоге не овладевают профессией. Куда они потом пойдут? В свое время меня пригласили преподавать на заочном отделении. Я столкнулся с тем, что некоторые студенты приходили только для того, чтобы просто получить диплом, а учиться никто не хотел. Но у меня были студенты и вне института. Некоторые из них сейчас благополучно заканчивают столичные учебные заведения.

-Кроме певческой и педагогической карьеры, вы еще активно занимаетесь общественной работой. Расскажите, пожалуйста, подробнее.

-Я состою в попечительском совете при Самарском областном клиническом госпитале ветеранов войн. Кстати, этот общественный попечительский совет первый в городе. Идея его создания принадлежит главному врачу этого госпиталя Олегу Григорьевичу Яковлеву. В совет, возглавляемый нашим губернатором Константином Титовым, входят известные бизнесмены, политики и представители творческих профессий. И моя работа в этом попечительском совете связана прежде всего с моей профессиональной деятельностью. Музыкальная терапия улучшает настроение и самочувствие. Считаю, что это необходимо и ветеранам, и пожилым людям, и сотрудникам госпиталя. На один из больших концертов для медиков была приглашена Валентина Васильевна Толкунова. Она с удовольствием выступала, и мы с ней спели дуэтом песню из моего детства «Сердце мое не камень».

-Самая благодарная аудитория, которая была в вашей жизни. Какая она?

-На Камчатке я давал концерты для командиров экипажей подводных лодок. Кроме официального общения, мы устраивали посиделки на берегу Тихого океана. Вот это действительно была самая благодарная аудитория. Подводная лодка – это не только ограниченное пространство, это еще и дефицит эмоций. Когда пел веселые песни – они смеялись, под грустные – плакали. В очень грустной песне про ямщика были слова: «Налейте, налейте скорее вина, рассказывать больше нет мочи». Так один из подводников вскочил и начал наполнять рюмки! И дело не в том, что людям захотелось выпить, это то, что можно назвать великой силой искусства.

-С вашими выступлениями связано много курьезов?

-Да, безусловно. Жизнь артиста полна такими случаями. Например, в Сибири был очень интересный эпизод: когда я закончил последнее выступление, на сцену поднялся достаточно «разогревшийся» мужчина и заплетающимся языком обратился ко мне и к залу: «Я хочу выразить вам всеобщее восхищение, и сделать от себя лично подарок!» После этих слов он подошел ко мне, приколол к лацкану дорогого концертного пиджака значок с эмблемой НГДУ. Я был в шоке, поскольку пиджак был испорчен, но, разумеется, поблагодарил «дарителя» и ушел со сцены расстроенным. А за кулисами меня успокоили: оказалось, что таких значков всего шесть на всю Россию, сделан он из белого золота и инкрустирован бриллиантами. Так что мой дорогой концертный пиджак стал еще дороже, поскольку значок до сих пор его украшает…

Беседовала: Татьяна ВОРОНОВА